воскресенье, 4 октября 2015 г.

Визуальное расписание - первые шаги.

 
Информации о пользе внедрения в жизнь ребёнка с аутизмом визуального расписания уже довольно много, тем не менее многие родители скептически относятся к необходимости его использования. Наиболее частый вопрос, который задают родители по поводу визуального расписания: «Зачем показывать ребёнку картинки, если он и так знает, что будет дальше?».  В предыдущих публикациях мы касались темы различных расписаний. В данной статье речь пойдёт о расписании домашней рутины. Как известно, рутина – это ежедневно повторяющиеся события, к примеру – утренний подъём, умывание, переодевание, завтрак и т.п.  Для ребёнка с аутизмом визуальное расписание домашней рутины играет важную роль, поскольку помогает преодолевать типичные для аутистического расстройства проблемы, а именно:

1. Как известно, ребёнку с аутизмом, трудно контролировать своё собственное поведение. Он либо зациклен на сенсорных повторяющихся действиях, либо легко отвлекается на любые другие стимулы из окружающего пространства. Визуальное расписание помогает ему придерживаться определённой последовательности происходящих событий.

2. Дети с аутизмом хуже воспринимают вербальную (словесную) информацию, даже если хорошо понимают речь. Кстати, это одна из первых проблем, на которую указывают родители – отсутствие реакции на словесные просьбы. Считается, что большинство таких детей лучше воспринимает зрительную информацию.  И действительно, прекрасную зрительную память у таких детей отмечают практически все родители.

3. Визуальное расписание помогает справиться с так называемой проблемой «переходов», когда сам факт смены одного события на другое вызывает у ребёнка бурный протест. Предварительное предъявление картинки, демонстрирующей предстоящее событие значительно сглаживает «переход».

4. Расписание даёт возможность ребёнку в будущем стать более самостоятельным и менее зависимым от близких взрослых. Это достаточно частая проблема - даже в тех случаях, когда ребёнок правильно реагирует на словесные просьбы, он настолько зависит от помощи близких, что нуждается в пошаговой подсказке – «возьми ложку, ешь», «иди в туалет», «надевай штаны, а теперь футболку».

5. Одной из самых больших заслуг визуального расписания, с моей точки зрения, является возможность с его помощью постепенно вытеснять наиболее неприемлемые формы сенсорных аутостимуляций, поскольку позволяет структурировать активность ребёнка и заполнять его поведение социально значимыми бытовыми действиями.

Можно ещё много говорить о значимости визуальных расписаний в жизни ребёнка с аутизмом. Однако без правильного и последовательного соблюдения технологии любой, даже самый полезный метод может привести к очередному разочарованию родителей и дискомфорту для ребёнка. Именно поэтому я попросила свою коллегу, психолога Бессонову Татьяну Игоревну подробно рассказать о начальных этапах внедрения расписания домашней рутины. С дополнительной информацией о визуальном расписании можно ознакомиться также в её вебинаре.





0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.