четверг, 25 декабря 2014 г.

Первые шаги к сотрудничеству.

     Проблема сотрудничества является одним их стержневых признаков аутистического расстройства. Тем не менее, пока ребёнок маленький, родители не сразу замечают эту особенность поведения, их больше тревожит отсутствие речи.  Различные манипуляции с игрушками, картинками и другими предметами (палочками, верёвочками, крышечками, камешками) долгое время воспринимаются ими как обычные игровые действия, а чрезмерное увлечение мультиками до определённого времени вполне устраивает родителей, поскольку ребёнок не мешает им заниматься своими сверхважными делами.  И только когда возникают ситуации, при которых взрослый или другие дети делают попытки присоединиться к ребёнку для того, чтобы вместе поиграть машинкой или посмотреть книжку, становится очевидным, что все эти действия не что иное, как проявления сенсорных аутостимуляций. Ребёнок проявляет протест, старается уединиться, присвоить всё, что ему предлагают для совместной игры и не позволяет окружающим "вмешиваться" в его повторяющиеся действия. В таких случаях на первый план выходят проблемы послушания и реагирования на просьбы, поскольку любое приближение другого человека воспринимается аутичным ребёнком как посягательство на его приятные сенсорные ощущения и вызывает стремление уединиться. 

      Практически каждая программа раннего вмешательства включает в себя различные приёмы обучения ребёнка навыкам игрового взаимодействия, от которого ребёнок начинает получать удовольствие. Задача заключается в том, чтобы в дальнейшем присутствие взрослого вызывало у ребёнка приятные ассоциации, мотивирующие его на сотрудничество. На начальном этапе ребёнку не предъявляются никакие требования, а самые простые просьбы "вплетаются" в паутинку игровых стимуляций, подстроенных под его индивидуальные сенсорные потребности. При этом любое проявление сенсорной аутостимуляции можно "перенаправить", придавая ему вид целевого игрового взаимодействия с соответствующими речевыми комментариями. 

     "Навязывание" игрового сотрудничества -  первый шаг на пути к управлению поведением ребёнка раннего возраста, поскольку только после установления руководящего контроля возможно дальнейшее эффективное обучение. Однако под навязыванием вовсе не подразумеваются насильственные действия. Несмотря на то, что речь идёт о вмешательстве в сенсорное нецелевое поведение ребёнка, важно, чтобы оно происходило в комфортной обстановке и учитывало индивидуальные потребности.

      На видео показан пример "навязывания" игровых действий девочке, чьё поведение в автономном состоянии представлено различными аутостимуляциями - постукивания по любым поверхностям, потряхивание предметами, наблюдение за мелькающими бликами и тому подобное. Любые попытки мамы поиграть с девочкой в общепринятые для её возраста и пола игрушки не вызывают у неё интерес, а запрет на повторяющиеся действия приводят к протесту и избеганию. На фоне подстройки под сенсорные потребности ребёнка происходит формирование начальных навыков взаимодействия - обмен игрушками, выполнение простых просьб, вовлечение в совместное эмоциональное переживание.









0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.