четверг, 11 декабря 2014 г.

АВА и другие методы в одном занятии. Часть 7.

       В профессиональных кругах и среди родителей не прекращается дискуссия о том, как должно выглядеть занятие с аутичным ребёнком. Кто-то до сих пор считает, что АВА-терапия – это бессмысленная дрессировка, кто-то думает, что ребёнка можно обучать только в игровой форме, а кто-то уверен, что без жёсткого подчинения ребёнка воле взрослому невозможно достигнуть результата.

      По понятным причинам, родители и специалисты не имеют возможности знакомиться в достаточном количестве с видеоматериалами, демонстрирующими эффективную работу с аутичными детьми. И даже удачное видео не всегда даёт представление о динамике обучения ребёнка. Кроме того, зритель, как правило, лишён возможности понимать контекст происходящего на занятии. Имея довольно большой опыт съёмок занятий с детьми и просматривая записи, меня всегда удивляло, насколько легко выглядят некоторые сцены, во время которых на самом деле ребёнок испытывал серьёзные трудности, а специалист с трудом сдерживал напряжение. Тем не менее, считаю, что многократный просмотр и анализ видеоматериалов дал мне возможность лучше понять специфику поведения детей при различных проблемах развития и анализировать эффективность работы специалистов. И именно поэтому стараюсь знакомить по возможности родителей и коллег с видеоматериалами, на демонстрацию которых есть разрешение от семьи ребёнка.

     Возвращаюсь к вопросу о том, в каких условиях должно проходить обучение особого ребёнка. Несмотря на то, что АВА-терапия предполагает самые разнообразные приёмы и способы формирования навыков, среди родителей прочно закрепилось стереотипное представление о том, что занятия с ребёнком проходят исключительно за столом, где ему демонстрируют одну серию картинок за другой. Во время такого занятия ребёнку предъявляется инструкция, и если ребёнок правильно её выполняет, то специалист кричит громким радостным голосом «Бра-а-а-во!!!» или «Молоде-е-е-е-ц !!!».  

      Надо сказать, что такой жёстко структурированный стиль занятия далеко не единственный в арсенале АВА-терапии, хотя и может эффективно использоваться для обучения отдельным навыкам.  Что касается дошкольного возраста, то как раз обучение в естественной среде и в игровой форме считается наиболее приемлемым. Именно разнообразие обучающих приёмов и опора на мотивацию дают возможность специалисту и родителю подстроиться под индивидуальные возможности ребёнка и решать актуальные задачи. 

    Примером, иллюстрирующим вышесказанное, является работа по развитию речи у мальчика Вани, занятия с которым были показаны в предыдущих публикациях.  Помимо специфических проблем речевого недоразвития, у мальчика есть проблема с произношением звуков родного языка, что предполагает длительную и совсем не интересную для ребёнка работу по постановке звуков. Тем не менее после установления руководящего контроля над поведением ребёнка стало возможным постепенно «продвигать» речевые навыки ребёнка, используя как строго структурированное занятие для постановки звуков, так и обучение в игровой форме начальным навыкам речевой коммуникации.





0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.