суббота, 28 июня 2014 г.

Какая польза от PECS? (часть1)

               
     Родители аутичных детей нередко сомневаются в целесообразности обучения ребёнка использованию карточек PECS. Обычно с появлением речи у большинства родителей связаны наибольшие ожидания в отношении развития ребёнка и его адаптации. Однако они боятся, что использование PECS, как системы альтернативной коммуникации, может «подсказать» ребёнку наиболее лёгкий путь для общения с окружающими и желание говорить так и не появится. Часть родителей в ответ на предложение специалиста начать обучение альтернативной системе коммуникации, предпочитают подождать какое-то время, пока ребёнок маленький и, возможно, заговорит сам.  Кроме того, многих смущает тот факт, что ребёнок, подающий карточку и использующий коммуникативную книгу, выглядит непривычно для окружающих и только усиливает необычное впечатление. Не последним аргументом против ПЭКС является необходимость изготовления большого количества качественных и прочных картинок. 

     Действительно, внедрение PECS потребует от родителей дополнительных ресурсов, как для изготовления карточек и сопутствующих приспособлений, так и для освоения технологии их использования. Кроме того, PECS, как и любой другой метод предполагает соблюдение правил обучения, последовательность шагов и индивидуальный подход к ребёнку. 

   В Украине данный метод стал использоваться специалистами и родителями сравнительно недавно, однако некоторый опыт наблюдения за детьми, в коррекционной работе с которыми была внедрена система PECS, даёт мне возможность поделиться своими размышлениями. 
1. Система PECS, по сути, является одним из вариантов визуальной подсказки. Как известно использование визуальных подсказок является наиболее приемлемым при аутизме. Естественно, использование PECS в качестве подсказки при общении с окружающими предполагает постепенное уменьшение её интенсивности вплоть до полного прекращения использования.
2. Внедрение PECS вовсе не предполагает отказ от использования других методов стимулирования речевого развития. По моему мнению, всё, что мотивирует речь у конкретного ребёнка, должно быть использовано и адекватно сочетаться.
3. Не вижу смысла «тянуть» с внедрением альтернативной системы коммуникации по отношению к аутичному ребёнку младшего возраста, если его речевые проблемы очевидны. Я не наблюдала ни одного случая, когда бы адекватное использование PECS  затормозило речевое развитие.  Даже в тех случаях, когда ребёнок был способен говорить отдельные слова, картинки на коммуникативной ленте «подсказывали» ему как правильно и последовательно выстраивать слова в предложении.
4. Невозможность для неговорящего ребёнка выражать свои желания, как правило, приводит к выраженным проблемам поведения (истерикам, протестам и т.п.). Такие проблемы могут надолго закрепиться в поведении и самым негативным образом сказываться на адаптации и качестве жизни семьи. Одним из самых веских аргументов в пользу альтернативной системы коммуникации является тот факт, что неговорящий ребёнок получает возможность сообщать близким о своих актуальных потребностях.
5. При всей кажущейся сложности метода дети, как правило, довольно быстро «схватывают» принцип его использования, поскольку это даёт им возможность на доступном уровне общаться с близкими. Важнейшим условием эффективности в таких случаях являлся правильно подобранный мотивационный стимул на первом этапе обучения. Иллюстрацией вышесказанного может служить видеофайл, где в течение одного занятия девочка довольно легко освоила несколько последовательных этапов обучения PECS.



0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.